Per Viam sanctorum Petri et Fevroniya (Путем святых Петра и Февронии)


1. Архиерейское подворье храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев.
По благословению епископа Муромского и Вязниковского Нила построен, освящён и действует храм святых князей Петра и Февронии – одних из наиболее почитаемых русских святых, покровителей брака и семейного счастья. Это место – не только символ веры и любви, но и лечебница для души.
Великое освящение храма состоялось 1 июля 2023 года, когда совершается празднование одной из древнейших икон Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская». Небольшой деревянный храм находится в Южном районе города, на Карачаровском шоссе. Построенный в русском стиле, он идеально сочетает в себе простоту и изящество.
Внутреннее пространство храма словно переносит посетителей в другую реальность. Особая атмосфера спокойствия и благодати, молитвенности и смирения, приглашает каждого, кто жаждет встретиться с Богом и вкусить радость веры. Это настоящий приют для уставших и обиженных, где каждый, независимо от своей жизненной ситуации, будет принят и услышан. Свет, проникающий через маленькие оконца, раскрашивает стены храма в нежные оттенки. Здесь словно останавливается время, и каждый, кто проникнется духом этого места, сможет на мгновение оторваться от суеты повседневности и почувствовать великую духовную силу.
Храм святых Петра и Февронии служит напоминанием о том, что истинные ценности всегда будут актуальны и необходимы людям во все времена. Он создаёт историческую связь с прошлым, приглашая нас почувствовать величие и мудрость древних традиций. Здесь вас всегда с радостью встретят отзывчивые и чуткие сотрудники, добрые и ответственные священнослужители.
Предания об удивительной жизни благоверных Петра и Февронии передавались на Муромской земле из века в век, из уст в уста. На их основе в середине XVI века церковным писателем Ермолаем-Еразмом была записана «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Рассказ о них начинается с правления в Муроме князя Павла: к его супруге повадился летать змей-оборотень, принимавший облик князя. Княгиня хитростью выведала у змея, что его смерть будет от Агрикова меча, от Петрова плеча». Петром оказался младший брат Павла, обретший чудесный меч и сразивший змея. Но капли крови чудовища брызнули на Петра — и молодой князь заболел. Исцелила его мудрая дева Феврония, с которой князь обвенчался. После смерти брата Петр сталмуромским князем. Бояре с женами не желали терпеть над собой княгиню-простолюдинку и изгнали Февронию из города, но Петр покинул Муром вместе с ней. Одумавшись, жители просили прощения у супругов. Вернувшись, Петр правил долго и праведно. Заканчивается повесть рассказом о том, как супруги дают друг другу обещание умереть в один день и час и быть похороненными вместе, в едином гробе, который готовят себе еще при жизни. Незадолго до кончины Петр и Феврония принимают монашество с именами Давид и Ефросиния. Предполагается, что Петр принял постриг в Спасо-Преображенском монастыре, а Феврония — в Крестовоздвиженском (не сохранился, на его месте силами Троицкого женского монастыря в 2009 году построена Крестовоздвиженская церковь). Когда супруги скончались, как и обещали друг другу, единовременно, тела не были положены в единый гроб, но чудесным образом Петр и Феврония воссоединились в нем. Муромцы разлучили их, решив, что кто-то по их прижизненному повелению перенес тела супругов, но на утро вновь их нашли лежащими вместе. Когда же воссоединились они и на третий раз, более разлучать супругов не стали. Так и почитаются святые не раздельно.
2. Крестовоздвиженская церковь
Крестовоздвиженский храм находился на юго-восточной окраине города (современная ул. Экземплярского).
Крестовоздвиженская церковь, по преданию, была построена на том самом месте, где во время княжения святых Петра и Февронии в первой пол. XIII в. находился девичий монастырь, где князь Петр получил чудотворный Агриков меч для поражения крылатого змея.
Как упомянуто в повести о Петре и Февронии Муромских, для того, чтобы победить коварного змея, который повадился наведываться к жене брата Петра, юный князь должен был отыскать Агриков меч и сразиться со змеем. Но только одно смущало Петра: не ведал он ничего об Агриковом мече.
Имел князь Петр обыкновение ходить по церквам, уединяясь. Была за городом в женском монастыре церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста. И пришел в нее Петр один помолиться. И вот явился ему отрок, говоря: «Князь, хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Князь же, стремясь желание свое осуществить, сказал: «Да увижу! Где он?» Отрок же сказал: «Следуй за мной». И показал ему в алтарной стене между керамидами скважину, в которой лежал меч.
И, взяв Агриков меч, пришел князь в хоромы к снохе своей. И, увидев змея в образе брата своего и твердо уверившись, что это не брат его, ударил его мечом. Змей же явился в своем подлинном обличии, и стал извиваться, и издох, окропив блаженного князя Петра кровью своею.
Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями и язвами, и нашла на него болезнь тяжкая. И искал он в своей державе у многих врачей исцеления, и ни от кого не мог его получить.
Упоминание о Крестовоздвиженском храме снова встречается на страницах повести, и связано с принятием монашеского пострига святых князей. На склоне своих лет, Петр и Феврония решают принимают решение разойтись по разным монастырям и провести свои последние дни пребывая в молитве. Князь Перт, получивший в иночестве имя Давид, принимает постриг в Спасо-Преображенском монастыре, а княгиня Феврония, нареченная Ефросинией – в Крестовоздвиженском храме. В постриге княгиня занималась золотым шитьем и даже перед своей праведной кончиной она вышивала лики святых на воздухе для божественной литургии.
По преставлении же их, хотели люди, чтобы положен был блаженный князь Петр внутри города, у соборной церкви Пречистой Богородицы, Феврония же – вне города, в женском монастыре, у церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста, говоря, что в монашеском образе пребывающих святых нельзя положить в одном гробе.
3. Спасо-Преображенский мужской монастырь
Первое летописное упоминание о Спасо-Преображенском монастыре относится к 1096 г. в связи с разгоревшейся междоусобицей двух русских князей – Олега Святославича Черниговского и Изяслава Владимировича Черниговского за право владения хорошо укрепленным и богатым торговым Муромом. Во время битвы Ростовский князь Изяслав погибает. По распоряжению Олега Святославича тело сродника было погребено в обители «Спаса, что на бору», располагавшегося вблизи военного сражения.
Закономерно возникает вопрос о времени его основания и его строительстве. В исторических источниках ответа на поставленный вопрос не существует. Однако, сохранилось муромское устное предание, которое было зафиксировано в литературно-художественном произведении под названием «Повесть о водворении христианства в граде Муроме», созданное в середине XVI в. Псковским священником Ермолаем. В нем сообщается о строительстве на территории нашего монастыря древнейшего храма в честь Всемилостивого Спаса первым муромским князем Глебом Владимировичем в начале XI в. Здесь же им была устроена и княжеская резиденция. На месте воздвигнутого князем Глебом древнего храма и княжеского двора устанавливается монашеская обитель.
Спасо-Преображенский монастырь в период существования Муромского княжества в XII-XIII вв. находился на попечении местных князей. Летописные данные говорят о том, что многие представители муромского княжеского рода находили место упокоения.
Согласно устойчивому муромскому преданию в Спасский монастырь был единственным действующим монастырем на территории Мурома. Именно по этой причине святой благоверный князь Петр, супруг святой благоверной княгини Февронии на склоне своих лет принимает здесь монашеский постриг. Отсюда он направил ей свое последнее письмо со словами «Уже умираю и не могу больше ждать» и призывом совместно отойти ко Господу. Здесь же он и скончался.
Сейчас мощи святых благоверных князей Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре, а на территории Спасского монастыря в Покровском храме монастыря находится икона и ковчег с частицей мощей святых супругов.
4. Набережная Мурома (Церковь Космы и Дамиана)
На три с половиной версты от Ямской слободы до Бучихи тянулась старая Береговая улица, ныне Набережная. Веками жизнь в этом месте била ключом. Особенно многолюдно и шумно бывало на ней в пору навигации. Из Нижнего Новгорода и других волжских городов прибывали торговые суда, везли сотни тысяч пудов различных грузов.
Главным же источником богатства жителей города Мурома во все времена считалась река Ока. Как было отмечено во Владимирских губернских ведомостях 1850 г.: «…Из рыб в Оке ловятся окуни, лети, судаки, лини, налимы, караси, жерехи, сомы, стерляди, а иногда осетры, белуги и белая рыбица…».
На городской набережной находятся сразу несколько церквей. Одна из них — Николо-Набережная церковь, построенная в 1700 — 1717 годах и освящена в честь почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца. Также Николо-Набережную церковь называют Храмом Николы Мокрого или Храмом Николы на Водах.
В начале XII века на этом месте располагался речной причал – место, откуда отбыли святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, когда были изгнаны из Мурома. По научению своих жен бояре невзлюбили Февронию, «потому что стала она княгиней не по происхождению своему». Они требовали, чтобы Феврония покинула город, предложив ей взамен все, что она пожелает. Княгиня согласилась уйти, но пожелала взять с собой лишь единственную ценность – своего супруга. Во время переправы на ладье на другой берег Оки святая Феврония заметила как юноша, перевозивший их, склонял ее ко греху. Угадав его дурные мысли сказала ему княгиня: «Зачерпни воды из реки с этой стороны судна и испей её». Он почерпнул и выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна и испей её». Он повиновался. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого Феврония промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, забыв о своей жене, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям.
Одной из самых старых церквей города Муром является храм Космы и Дамиана, который располагается на берегу реки Оки. Согласно старинному преданию, церковь была выстроена в 1565 году по приказу Ивана Грозного, останавливавшегося в Муроме, во время своего похода на Казань. Иван Грозный, пребывая в городе, молился у мощей святых благоверных князя Петра и княгини Февронии о заступничестве и помощи в своем нелегком походе и дал обет, что если поход на татарское войско окажется успешным, то он прикажет возвести в городе первые каменные храмы. Царь Иван Грозный одержал победу над Казанским ханством и в 1555 году царь прислал из Москвы специально обученных каменщиков, после чего неподалеку от деревянных построек возвели внушительную каменную церковь с белыми стенами. Храм Космы и Дамиана выстроен на том месте, на котором ранее находился походный царский шатер, из которого Иван Васильевич наблюдал, как его войско переправляется на другой берег реки.
Освящение храма состоялось в 1565 году, причем этим же годом датируется икона Космы и Дамиана, на сегодняшний день расположенная в краеведческом музее Мурома.
5. Окский парк
Окский парк — один из самых древних парков России. Это место имеет поистине важное историческое значение. Немногие из современных горожан знают, что ныне излюбленное место отдыха — Окский сад, переименованный в годы советской власти в парк культуры и отдыха им. Ленина, в древности являл собой мощную крепость — Кремль.
В древности муромская крепость была деревянной, и после того, как Иваном Грозным в 1552 г. было завоевано Казанское ханство и граница отодвинулась от Мурома, кремль перестали ремонтировать за ненадобностью, и в конце концов при Екатерине Великой вовсе разобрали.
В XVI в. в храме несколько раз молился первый русский царь, Иван Грозный. По случаю взятия Казани в 1552 г. он выделил средства на возведение четырех каменных храмов в Муроме. Так в XVI веке здесь на Воеводской горе вместо деревянного храмам был построен новый каменный Богородице-Рождественский собор. Храм был поставлен на высокий подклет, служивший арсеналом, где хранили вооружение. По периметру его окружала открытая галерея — гульбище.
Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям.
До 1921 года гробница с мощами святых благоверных князей Петра и Февронии была главной святыней городского кафедрального собора Рождества Богородицы. Она стояла за левым клиросом собора.
В разное время в храме бывали император Петр I, Екатерина II. К мощам муромских чудотворцев Петра и Февронии, считавшимся главной реликвией соборного храма, прикладывались император Николай I и его сын, будущий император Александр II.
Тысячи людей со всей России ежегодно отправлялись в паломничество чтобы приложиться к мощам муромских чудотворцев, святых благоверных князей Петра и Февро¬нии, причисленных к лику святых в 1547 году.
6. Свято-Троицкий женский монастырь
Монастырь основан в 1642 году на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
В 1642-1643 гг. стараниями муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова, который получил прозвище (Богдан Цветной) на мете деревянного храма возводит каменный пятиглавый Свято-Троицкий собор. По окончании строительных работ Тарасий Цветков просит благословения Рязанского и Муромского епископа при храме устроить девичью обитель.
В 1648–1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня.
Обитель мирно существовала до 1921 года. За этот период, в 1899 г. на территории обители открывается женская двухклассная церковно-приходская школа, по инициативе бывшей тогда настоятельницы монастыря игумении Персиды. Кроме общеобразовательных предметов девочки под руководством опытных монахинь обучались в школе рукоделью – кройке, шитью, вышиванью и вязанью.
В 1923 г. монастырь был закрыт, и его территория стала использоваться под городские нужды.
По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. Первой настоятельницей возобновленной обители, по благословению епископа Владимирского и Суздальского Евлогия, стала игумения Тавифа (Горланова). Матушка Тавифа отошла ко Господу в 2016 г. и после неё руководство над обителью в 2017 г. приняла игумения Арсения (Москокова).
Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезённые из местного музея 19 сентября 1992 г. До 1921 г. мощи почивали в городском Богородице-Рождественском соборе. Мощи после закрытия храма в 1921 г. были перевезены в местный музей, затем в Свято-Благовещенский монастырь откуда были возвращены в Свято-Троицкий Монастырь по благословению владыки Евлогия, в качестве помощи возрождающейся обители.
День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечается православной Церковью дважды в году – в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей и 8 июля в день их праведной кончины нам монастырской площади перед храмом в честь Сергия Радонежского.
Являя нам пример идеальной супружеской жизни, христианской любви и преданности, святые Петр и Феврония считаются покровителями православной семьи и брака.
Господь свёл эту чету удивительным образом. Предание гласит, что муромский князь Петр, живший в начале XIII века, заболел тяжелой болезнью. Во сне ему было открыто, что исцелить его может лишь дочь бортника, простолюдинка Феврония, которая жила по соседству, в Рязанской земле. Однако в обмен на спасение жизни она потребовала, чтобы князь взял ее замуж. Петр пообещал, втайне думая, что обманет свою целительницу, но позже заболел снова. Тогда ему пришлось вновь обратиться к Февронии, и уже после он был вынужден сочетаться с ней узами брака.
За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу. Все радости и невзгоды они привыкли делить пополам. Даже когда муромские бояре взбунтовались против княжны из крестьянского сословия и потребовали у князя отказа от престола, Петр не оставил Февронию и вместе с ней покинул город. Вскоре после их ухода начались распри и смута, сам народ попросил князя вернуться и занять место законного правителя.
Перед смертью по благочестивому обычаю супруги приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Святые Петр и Феврония скончались в один день. Они завещали положить их в один гроб, который давно для себя приготовили. И по сей день мощи муромских чудотворцев покоятся в общей раке.